Как управлять плотом

Активный турист умело управляет плотом
Активный турист умело управляет плотом

В данной статье попробуем ответить на несколько вопросов:

  • Какие бывают способы управления плотами
  • Управление нашими плотами
  • Швартовка
  • Движение в сильный ветер
  • Особенности движения по реке

Какие бывают способы управления плотами


Плоты вообще известны с незапамятных времен. На них очень удобно с минимальными усилиями можно было перевезти любой груз вниз по течению на большие расстояния. Плот - это не лодка и грести на нем не нужно. Основная задача - держаться на середине течения и по возможности обходить мели. Маневренностью плоты не отличаются за счет и формы и большой массы и глубокой осадке. Для того, чтобы плот перемещать поперек реки - от берега до берега - на корме и носу устанавливают специальные весла - греби или правила. На каждую из них становится по одному человеку, они двигают плот в нужном направлении. Второй вариант управления плотом - весла по обоим бортам - это как раз наш случай.


Управление нашими плотами


Наши плоты имеют катамаранный тип обводов, то есть 2 параллельных баллона, которые соприкасаются с водой и деревянный настил - палуба. Такая конструкция позволяет двигаться с большей скоростью вперед и отлично держать курс. Расположение весел по бортам - как на лодке - выбрано нами не случайно, так же как и ширина плотов. Наши плоты имеют ширину 3 метра и такую длину весел, что ими сможет управлять один человек. Управление ими точно такое же как и лодкой, разница лишь в весе и в большей парусности. Пустой плот один человек вдоль берега даже может двигать против течения. Очень любят управлять плотом дети - по одному ребенку на весло - их потом и не оттащишь - занятие на целый день.


Швартовка.


При швартовке не забывайте бросать якорь или привязываться к какому-нибудь объекту на берегу. Не заходите на плоту в оборудованные порты и к причалам, где стоят другие суда - можно с легкостью бортом ободрать какую-нибудь лодку или катер или даже протереть надувной борт. Также не швартуйтесь рядом с большими катерами и кораблями - на волнах они могут подмять плот под себя. Не заходите в зону пляжей - плот может задавить ребенка. Держитесь подальше - не надейтесь на свою ловкость - сильный порыв ветра может круто изменить ваш курс. Если хотите искупать на людном пляже - обойдите его вокруг и причальте ниже по течению - в конце пляжа.


Движение в сильный ветер


На реке ветер всегда - безветренной погоды практически не бывает. И очень редко он будет дуть снизу или сверху - почти всегда он будет смещать плот к берегу. Планируйте свое время - если ветер очень сильный, передвигайтесь больше рано утром и вечером. Как правило, есть 2 - 4 часа после рассвета и перед закатом, когда ветра практически нет. За это время можно проходить по 8 - 15 километров в день. Кстати, вставать с рассветом вообще крайне рекомендуем - это самое красивое время на реке. Ставьте плот носом против ветра и открывайте заднюю и переднюю стенки - тогда он будет гораздо меньше парусить. Опустите на половину или до низу боковые стенки шатра. Если вас неумолимо тащит туда, куда вам не стоило бы - на пляж, мель, рыбацкие запруды или корабль - бросайте якорь. Если плот из-за ветра стоит на месте при сильном течении - воздержитесь от купания, если вас унесет течением, может просто не хватить сил вернуться. И просто - отдыхайте, сплав на плоту - это не соревнования, если из-за ветра днем нет возможности двигаться - запланируйте на это время экскурсии, рыбалку, поиск дров, купания-ныряния, готовку еды, поход в магазин, за водой или по ягоды-грибы.


Особенности движения по реке


Ночью сплавляться на плоту нельзя - эксплуатация данного плавсредства запрещена. Днем если река пустая можете идти посередине, однако лучше держаться немного ближе к берегу. По правилам, плот является маломерным судном и должен находиться за пределами судового хода, который обозначен красными и белыми бакенами. Если видите приближающийся корабль - прижмитесь немного к берегу. Если на вас идет баржа идите к берегу как можно ближе - помните, баржа неповоротливая и быстро сманеврировать не сможет - не шутите с баржами. Также если вы видите, что расходиться с кораблем придется под мостом - подождите у берега, пропустите корабль - особенности течения под мостами снижают управляемость судна. Еще можете пройти через несудоходный пролет моста - где нет никаких знаков. В целом у нас река малосудоходная и крупных кораблей в нашей местности - единицы на сто километров.