
В данной статье попробуем ответить на несколько вопросов:
- Какие бывают способы управления плотами
- Управление нашими плотами
- Швартовка
- Движение в сильный ветер
- Особенности движения по реке
Какие бывают способы управления плотами
Плоты вообще известны с незапамятных времен. На них очень удобно с минимальными усилиями можно было перевезти любой груз вниз по течению на большие расстояния. Плот – это не лодка и грести на нем не нужно. Основная задача – держаться на середине течения и по возможности обходить мели. Маневренностью плоты не отличаются за счет и формы и большой массы и глубокой осадке. Для того, чтобы плот перемещать поперек реки – от берега до берега – на корме и носу устанавливают специальные весла – греби или правила. На каждую из них становится по одному человеку, они двигают плот в нужном направлении. Второй вариант управления плотом – весла по обоим бортам – это как раз наш случай.
Управление нашими плотами
Наши плоты имеют катамаранный тип обводов, то есть 2 параллельных баллона, которые соприкасаются с водой и деревянный настил – палуба. Такая конструкция позволяет двигаться с большей скоростью вперед и отлично держать курс. Расположение весел по бортам – как на лодке – выбрано нами не случайно, так же как и ширина плотов. Наши плоты имеют ширину 3 метра и такую длину весел, что ими сможет управлять один человек. Управление ими точно такое же как и лодкой, разница лишь в весе и в большей парусности. Пустой плот один человек вдоль берега даже может двигать против течения. Очень любят управлять плотом дети – по одному ребенку на весло – их потом и не оттащишь – занятие на целый день.
Швартовка
При швартовке не забывайте бросать якорь или привязываться к какому-нибудь объекту на берегу. Не заходите на плоту в оборудованные порты и к причалам, где стоят другие суда – можно с легкостью бортом ободрать какую-нибудь лодку или катер или даже протереть надувной борт. Также не швартуйтесь рядом с большими катерами и кораблями – на волнах они могут подмять плот под себя. Не заходите в зону пляжей – плот может задавить ребенка. Держитесь подальше – не надейтесь на свою ловкость – сильный порыв ветра может круто изменить ваш курс. Если хотите искупать на людном пляже – обойдите его вокруг и причальте ниже по течению – в конце пляжа.
Движение в сильный ветер
На реке ветер всегда – безветренной погоды практически не бывает. И очень редко он будет дуть снизу или сверху – почти всегда он будет смещать плот к берегу. Планируйте свое время – если ветер очень сильный, передвигайтесь больше рано утром и вечером. Как правило, есть 2 – 4 часа после рассвета и перед закатом, когда ветра практически нет. За это время можно проходить по 8 – 15 километров в день. Кстати, вставать с рассветом вообще крайне рекомендуем – это самое красивое время на реке. Ставьте плот носом против ветра и открывайте заднюю и переднюю стенки – тогда он будет гораздо меньше парусить. Опустите на половину или до низу боковые стенки шатра. Если вас неумолимо тащит туда, куда вам не стоило бы – на пляж, мель, рыбацкие запруды или корабль – бросайте якорь. Если плот из-за ветра стоит на месте при сильном течении – воздержитесь от купания, если вас унесет течением, может просто не хватить сил вернуться. И просто – отдыхайте, сплав на плоту – это не соревнования, если из-за ветра днем нет возможности двигаться – запланируйте на это время экскурсии, рыбалку, поиск дров, купания-ныряния, готовку еды, поход в магазин, за водой или по ягоды-грибы.
Особенности движения по реке
Ночью сплавляться на плоту нельзя – эксплуатация данного плавсредства запрещена. Днем если река пустая можете идти посередине, однако лучше держаться немного ближе к берегу. По правилам, плот является маломерным судном и должен находиться за пределами судового хода, который обозначен красными и белыми бакенами. Если видите приближающийся корабль – прижмитесь немного к берегу. Если на вас идет баржа идите к берегу как можно ближе – помните, баржа неповоротливая и быстро сманеврировать не сможет – не шутите с баржами. Также если вы видите, что расходиться с кораблем придется под мостом – подождите у берега, пропустите корабль – особенности течения под мостами снижают управляемость судна. Еще можете пройти через несудоходный пролет моста – где нет никаких знаков. В целом у нас река малосудоходная и крупных кораблей в нашей местности – единицы на сто километров.